УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД Киосева Елена Александровна

КИОСЕВА
Елена Александровна
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Педагогический стаж — 19 лет

Электронный вариант авторского пособия «Нейрологоконструктор «Школа безопасных дорог» в картинках»

Альбом Школа безопасных дорог

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов
артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и
дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в
процессе речевой деятельности.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших
артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения
диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в
развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях
жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка
постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык,
губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных,
глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов
дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом,
говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения
многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков —
фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она
включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата,
отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного
произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития
подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата
проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики —
выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного
аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка,
выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного
аппарата.
15.08.2023

 

Результаты всей коррекционной работы логопеда с ребенком во многом зависят от
степени заинтересованности и участия родителей в коррекционном процессе.
Важная роль отводится выполнению родителями совместно с ребенком домашних
заданий логопеда. Логопедическое домашнее задание — это индивидуальная форма
учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного
руководства и контроля со стороны учителя — логопеда, но по его поручению.
Какое же значение имеет выполнение родителями домашних логопедических заданий?
В первую очередь это, безусловно, огромная помощь логопеду в работе с ребенком. Как
показывает практика, дети, которые дома с родителями выполняют домашние задания
логопеда, тем самым закрепляя пройденный на занятии материал, гораздо быстрее и
успешнее вводят в повседневную речь поставленные звуки.
Лишь при регулярном выполнении домашнего задания можно добиться положительной
динамики и закрепить материал, изученный на занятиях логопеда.
Используя предложенный материал, родители получают возможность закрепления
ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном
речевом общении.
Так же, домашние задания становятся частью режима дня дошкольника: ребенок
привыкает к систематическим занятиям, что в дальнейшем облегчает организацию
выполнения школьных домашних заданий.
Выполнение домашних заданий родителей с детьми помогают как можно скорее
ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
При правильной организации выполнения у дошкольников вырабатываются новые
знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать,
воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям.
Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых
результатов.
Желаю Вам успехов!
21.08.2023

 

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь, или у вас нет возможности заниматься с логопедом чаще двух раз в неделю.
Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.
-У ребенка должен быть свой «рабочий» уголок, столик, стульчик по росту.
-Купите таймер и заводите его на время вашего занятия(от 5 до 15 минут, время увеличивать постепенно), и ваш малыш будет знать что после звонка его ждет награда-наклейки, призы, переменка, угощения, прогулка, мультики и т.д.
— Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
— «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.).
— Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.
— Разрезные картинки из двух и более частей.
— Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию» .Если времени мало-Используйте компьютер, вводим слово и открываем картинки или фото, распечатываем и вклеиваем в альбом.
— Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.
— Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая. Пусть занятие ведет не мама-папа, а Зайчик или другой любимый персонаж, который будет приносить сумочку, сундучок или приезжать на грузовике с заданиями, играми, призами. Это может быть и кукла на руку и мягкая игрушка, и картинка, размер значения не имеет.
Все занятия должны строиться по правилам игры!
Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. И вы вместе с малышом будете рассказывать Незнайке какие бывают фрукты, а потом сделаете фруктовый салат и… вот вам и поход в кафе
Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.
Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Советы:
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.
Ежедневно проводятся:
— игры на развитие мелкой моторики;
— артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день).

 

22.08.2023

 

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;·      автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Желаю успехов!

 

25.08.2023

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

1.«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
2.«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики—«снег»— и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
3.«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
4.«Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
5.«Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
6. ​«Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
7.«Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это верит.
8.«Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.
9.«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Желаю успехов!

 

31.08.2023