Лукашова Светлана Макаровна

ЛУКАШОВА
Светлана Макаровна
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Педагогический стаж — 24 года

 

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ  РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Говоря о готовности ребёнка к школьному обучению, необходимо подчеркнуть важность уровня речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи речи будет происходить усвоение всего курса школьной программы.
Что же подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению».

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

  • Правильное произношение всех звуков
  • Умение различать звуки речи на слух
  • Владение навыками звукового анализа и синтеза
  • Словарный запас
  • Сформированность грамматического строя речи
  • Связную речь
  • Речевую коммуникацию

1-ый параметр речевой готовности: сформированность правильного звукопроизношения.

У ребёнка к моменту поступления в школу должно быть чёткое и правильное произношение всех звуков.

2-ой параметр речевой готовности: сформированность фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это умение слышать и различать звуки речи. Дети часто плохо различают на слух такие звуки, как: Б-П,  Т-Д,  К-Г, В-Ф,  С-З,  Ш-Ж,  С-СЬ,  Т-ТЬ,  Л-ЛЬ,  С-Ш,  З-Ж,  Щ-СЬ,  Р-Л,  ЛЬ-Й  и другие.

И если ребёнку звуки на слух кажутся одинаковыми, то будут затруднения при письме.

3-ий параметр речевой готовности: готовность к анализу и синтезу звукового состава слова.

  1. Ребёнку необходимо дать представление о том:

— что такое «предложение», «слово», «слог», «звук»;

— что предложение состоит из слов, слово состоит из слогов, слог состоит из звуков.

  1. Ребёнка нужно научить:

— анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении).

Так же необходимо дать представления о звуках:

звуки делятся на гласные и согласные;

— согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.

  Научить:

—  выделять заданные звуки среди других звуков;

— соотносить звуки с буквами;

— выделять на слух слова с заданным звуком;

— определять место звука в слове;

— определять последовательность звуков в слове;

cоставлять слова из звуков.

Слоговая структура слова

Ребёнку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет, звуки и слоги.

4-ый параметр речевой готовности: соответствие словарного запаса возрастной норме.

Ребёнка необходимо научить:

— обобщать предметы по группам: (овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт…);

— подбирать признаки к предмету (яблоко – сочное, красное, ароматное…);

— подбирать действия к предмету (снег – идёт, падает, кружится…);

— подбирать предмет к действию (идёт – снег, дождь, человек, время…);

— подбирать антонимы – слова с противоположным значением (высокий-низкий, пустой-полный, говорить-молчать…);

— подбирать синонимы – слова близкие по значению (смелый-храбрый, отважный; бежать-нестись, мчаться…).

5-ый параметр речевой готовности: грамматически правильная речь.

Ребёнок учится:

— образовывать множественное число существительных (дом-дома, окно-окна);

— согласовывать прилагательные с существительными (красное яблоко, но красный бант);

— образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (голова-головушка, стол-столик);

— образовывать притяжательные прилагательные (лиса-хвост лисий, медведь-берлога медвежья);

— образовывать приставочные глаголы (Мальчик к дому подходит — в дом заходит — из дома выходит — дом обходит);

— сложные слова (лес рубит — лесоруб, снег падает — снегопад);

— употреблять сложные предлоги (от, около, из-за, из-под, между).

6-ой параметр речевой готовности: сформированность связной речи.

— умение вести беседу со сверстниками и взрослыми;

— отвечать на вопросы предложениями, а не одним словом;

— умение пересказывать рассказ, сохраняя его смысл;

— умение составлять рассказ по сюжетной картине;

— умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

7-ой параметр речевой готовности: речевая коммуникация.

  • Ребёнок должен быть достаточно активен в общении;
  • уметь слушать и понимать речь;
  • строить общение с учетом ситуации;
  • легко входить в контакт с детьми и взрослыми;
  • ясно и последовательно выражать свои мысли;
  • пользоваться формами речевого этикета.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

  • создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • не ругать ребенка за неправильную речь, ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;
  • больше общаться с ребёнком, чаще читать.